Статьи

Звонок на урок… Что дальше?

Еще немного времени и вновь прозвенит школьный звонок. Что год учебный нам готовит? Что можем мы, взрослые, педагоги, сделать, чтобы мир стал лучше и соответствовал вызову времени? Об этом я думал, читая в газете «Республика Башкортостан» интервью журналиста Ирины Николенко с министром образования и науки А. А. Фурсенко. Приятно было, что Андрей Александрович отмечает в республике «стабильно высокие результаты учащихся как в едином государственном экзамене, так и во всероссийских предметных олимпиадах». Но это же интервью навеяло и грустные мысли. Среди победителей инновационных проектов вузов России нет ни одного нашего, республиканского. Да и на следующий год, по мнению министра, реальные шансы получить поддержку могут лишь три наших вуза: медицинский, авиационный и нефтяной университеты. В чем же причина? Или талантами оскудели, потеряв лучших преподавателей в «смутное время» перехода к рыночным отношениям? А может, правительство уделяет много внимания материальной базе школ, позабыв об интеллектуальной составляющей вузовского образования?

«Да, были люди в наше время…»

Давным-давно, еще старшеклассником, участвуя и побеждая в республиканских математических олимпиадах и став призером России, я испытывал гордость за своих преподавателей, за своего первого директора мелеузовской СШ № 1 Владимира Ивановича Кузнецова, уделявшего много внимания качеству образования. Помню, что директор и сам находил интересные публикации, задачки с разных олимпиад и время, чтобы пообщаться напрямую с нами, учащимися. Он стремился всячески пробудить нашу инициативу. Владимир Иванович был творческой личностью и всегда умел находить оригинальные решения. Однажды ошарашил меня, девятиклассника, предложив вести уроки и кружок по математике в 7 — 8-х классах. Это был вызов. И я согласился. А поскольку не знал никаких методик, то действовал на свой страх и риск, опираясь на собственные аналитические способности, логику и интуицию. Справился, приобрел уверенность: «Могу!». И по сей день она помогает в жизни. Это позволяет быть успешным не только в своей республике, но и за ее пределами, когда веду семинары и тренинги, участвую в конференциях, мастер-школах в различных регионах России. За что бесконечно благодарен и директору, и своим учителям, как в школе, так и в университете — тогда он был единственным в республике.

Преподаватель физики Вера Евгеньевна Федорова успевала совмещать преподавание физики с подготовкой ребят к олимпиадам по физике и с общественной работой — депутата городского Совета. Она не жалела сил, ни физических, ни душевных, стремясь повысить качество образования в нашем городке. И это удавалось — только из моих одноклассников двенадцать человек занимают или занимали ответственные руководящие посты на уровне, как ранее говорили, «номенклатуры» столичного города.

Увы, зная многих преподавателей некоторых нынешних вузов, я уже не вижу былого энтузиазма. Два моих сына окончили различные ведущие вузы республики, но как-то не довелось слышать от них восхищенных отзывов о преподавателях. Возможно, им просто не повезло встретить Преподавателя нового типа, осознающего, что общество, после индустриального перейдя к информационному, уже приближается к границе более сложной — концептуальной форме существования. Прошлые модели обучения были линейными. Преподаватель обозначал тему, диктовал план занятия и далее передавал информацию. Сейчас линейная форма передачи знаний сильно пробуксовывает. Студенты игнорируют значительную часть предметов, падает качество обучения, снижается интерес к учебе, мало кто из выпускников идет работать по специальности, даже если профессия востребована…

Каким быть преподавателю в век информационных технологий?

Надежда есть! А. Фурсенко отмечает: в федеральном бюджете на выплату вознаграждения классным руководителям школ республики уже предусмотрено около 300 млн. рублей, и до конца года будет выделено еще 125 млн. рублей. А значит, появится интерес у педагогов к воспитанию, к повышению нравственности школьников. Ведь многое из того, что справедливо возмущает нас в молодых людях (курение, пристрастие к алкоголю, а порой и к наркотикам), случается потому, что в свое время никто не достучался до их сердец, не объяснил, что делать «юноше, обдумывающему житье, думающему, делать жизнь с кого…»

Между тем скептикам, считающим, что сейчас растет «потерянное поколение», уверенно скажу: вы заблуждаетесь. Мне приходится проводить семинары и тренинги по различным темам. И поскольку стремлюсь прочно закрепить знания, то выясняю ценности, мотивацию, видение будущего у своей аудитории. На этом основании с уверенностью могу сказать: молодежь у нас здоровая! Другое дело, что с ней надо работать уже иначе, чем раньше. В мои студенческие годы радовались, если лектор, преподаватель вуза — не «лошадь», читающая, не поднимая головы, свои конспекты студентам, а хотя бы «петушок» («клюнул» взглядом в текст и обратился к аудитории). Но пределом мечтаний был преподаватель-«соловей», ведущий занятие уверенно, без конспектов, с юмором и лирическими отступлениями. Это позволяло студентам видеть предмет гораздо шире во всех его взаимосвязях с реальной жизнью.

Сейчас время требует, чтобы преподаватель был одновременно и режиссером, и актером мини-спектакля по теме лекции, чтобы в считаные минуты мог захватить аудиторию, чтобы активно использовал ситуации, возникающие в процессе лекций, — даже такие, как хлопнувшая форточка, упавший огрызок мела, предмет, увиденный на столе студента... Соответствующих технологий более чем достаточно. В ходе одной из мастер-школ менеджеров по персоналу и бизнес-тренеров, например, занятие началось с того, что каждому из нас предложили взять со стола что-то из предметов природы — камушек, веточку, ракушку, лист дерева, кору березы — и найти, что есть общего между этим предметом и нами. Аудитория включилась мгновенно. Были озарения, великолепные находки, которые затем ведущий занятия по теме «Сторителлинг» («Рассказывание историй») успешно использовал в процессе общения с аудиторией.

Преподавателю мало быть классным специалистом. Ему нужно уметь донести знания в привлекательно-увлекательной форме своим подопечным. Запоминается и хорошо усваивается только то, что принимается на высоком позитивно-эмоциональном уровне.

Есть несколько уровней усвоения получаемого опыта: уровень «знать» — приводит к тому, что мы это скоро забываем, но уровень «уметь» — позволяет время от времени, прилагая определенные усилия, пользоваться этими знаниями и закреплять их более прочно. И есть более высокий уровень — «владеть»! Тогда каждый из нас может быть профессионалом в своем деле. И это означает, что преподаватель не только знает, что есть новые интерактивные формы обучения (когда он свои лекции строит в форме диалога с аудиторией), но и организует этот процесс на каждом занятии.

Будущее — за новыми технологиями в образовании

Новые технологии в образовании позволяют передаваемые знания с облачных высот теории (знания после экзаменов, увы, рассеиваются как облака) «заземлять» настолько, что это побуждает участников занятия начинать внедрять их в жизнь. Расскажу только о двух ситуациях.Впервые с новой технологией в обучении я столкнулся в начале 90-х годов — на курсах одного британского вуза. Все темы там привязывались к моей конкретной работе, а все четыре контрольные надо было писать о том, как буду использовать полученные знания в своей конкретной деятельности здесь, в условиях Уфы.

В настоящее время появилась еще более эффективная технология, позволяющая пробуждать инициативу студентов и учащихся в непосредственном применении и использовании полученных знаний на практике, иногда для этого даже создаются специальные проектные группы. Можно ограничиться моделированием ситуации, проговариванием и протоколированием наиболее важных вопросов и дальнейших шагов — как и когда усвоенную теорию можно использовать в жизни. Подобная технология, именуемая ТОП (Открытое Пространство), очень проста, но удивительно эффективна по результативности.

Что-то похожее происходило в прошлом в студенческих научных обществах, только сегодня процесс идет гораздо интенсивнее и сразу выдвигается несколько проектов, которые затем переходят на стадию реализации.

В том же русле действует и деловая игра, которую по заказу Молодежной палаты Башкортостана и как представитель Фонда социальных и экономических исследований «Инициатива» я проводил с победителями конкурса «Интеллектуальные ресурсы — кадровый резерв Уфы», выпускниками вузов нынешнего года, которые успешно прошли соответствующий отбор и стали участниками проекта Российской академии лидерства, а также Международного фестиваля «Бизнес-лето 2006». По приглашению Молодежной палаты РБ в игре участвовали и молодые предприниматели.

Любопытно, что когда аудитории было предложено определить тему собственных исследований и обсуждений на конференции, в перечень вошли не только темы «Успешный бизнес. Что это?», «Построение карьеры» и «Подготовка к неделе предпринимательства в РБ», но и такие социально значимые, как «Интеллектуальное и духовное развитие человека», «Создание общедоступной бизнес-школы» и даже «Войны XXI века: борьба с терроризмом, войны религий или передел денег?». Кстати, последняя тема оказалась в лидерах по числу участников обсуждения.

Участники конференции, к тому же, сплотились настолько, что часть из них собралась в турпоход на Инзер, где имела возможность продолжить дискуссии уже у костра, а пять добровольцев наметили еженедельные встречи в Молодежной палате Башкортостана для подготовки к «Неделе предпринимательства-2006» и проведению кадровой презентации. Предложенный проект «Искусство саморазвития», рассчитанный на год, начнет реализовываться в сентябре этого года. Его инициатором выступил Валерий Муштриев, а в разработке участвовало 11 человек. В годовой программе — лекции, семинары, тренинги, самоанализ, а также создание Клуба искусства саморазвития.

Через три месяца состоится новая встреча участников деловой игры. Они расскажут, удалось ли им реализовать свои проекты. Часть аудитории отсеется, но остальная — только окрепнет и будет способна двигаться дальше.

Современные подходы к обучению — это возможность заявить о себе как об инновационно ориентированном вузе. Ведь среди всех приоритетных национальных проектов проект «Образование» — связующее звено, поскольку закладывает фундамент будущего нашей страны. Первый заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Медведев, выступая в Нижнем Новгороде перед ректорами — победителями конкурса вузов, внедряющих инновационные программы, отметил, что только образование, построенное на инновационных принципах, способно обеспечить технологический прорыв и конкурентоспособность нашей страны в целом.

Что мы — лыком шиты? Этой осенью будет объявлен новый конкурсный отбор инновационных вузов России с общим грантовым фондом в размере 20 млрд. рублей. Полагаю, что наши вузы, если приложат усилия и будут опираться на новые современные международные технологии в образовательной деятельности, если интегрируют под эгидой Министерства образования РБ лучшие силы преподавательского и тренерского состава образовательных центров, кадровых агентств республики, то вполне могут претендовать на успех. Интеллектуальный потенциал преподавательского состава республики при правильной его организации и мотивации способен вывести наши вузы на лидерские позиции.


Автор: Хамитов Габдулла

Поможем быстро найти качественную программу по оптимальной стоимости.