Статьи

Игровые методики в тренинге

Всегда ли необходимо подбирать все новые и новые методики, для того, чтобы достигнуть поставленных на тренингах целей? Проверим!

В начале давайте определимся, что же такое методы в тренинге и чем они отличаются от техник? Методы – это то, с помощью чего организуется процесс взаимодействия участников в тренинге.


В тренинге, как при любой другой форме интерактивного обучения, предполагается разнообразие методов. Одним из наиболее популярных являются игровые методики. Остановимся на них подробнее.

Из существующего множества игровых методик Вы можете выделить следующие виды:


Активизирующие или разогревающие игры

Игры, посредством которых, происходит активизация мыслительных процессов или "разогрев" в плане физических движений. Применяется, например, после обеда, когда ведущий отмечает у группы некоторую апатию или желание "поспать", либо когда группе представляется большой информационный блок, сопровождающийся умственной или физической усталостью вследствие нахождения в одном положении (сидя). Так если участники долго сидят в одном положении, это со временем сказывается на уровне восприятия информации, т.к. физиология тесно связана с мыслями и наоборот, поэтому важно дать участникам подвигаться и через движения активизировать мыслительный процесс.

Центрирующие игры

Игры, сюжет которых позволяет акцентировать внимание участников на какой-то теме, которая будет раскрываться в дальнейшем.

Релаксирующие игры

Игровые методики позволяющие снять текущее напряжение участников. Данные методики могут применяться в конце тренингового дня, а также в течение дня при возникновении конфликтов сопровождающихся ярко выраженными эмоциями. Может быть направлена на провоцирование ярких эмоций (активные упражнения) так и на их погашение (например, релаксация).

Мотивирующие игры

Игры, позволяющие участникам осознать возможность применения полученных знаний и навыков (например, в конце тренингового дня или всего тренинга) в ежедневной практике на рабочих местах. В качестве повышения мотивации может использоваться повтор основной тренирующей игры в концентрированном варианте: если при первом участии в игре участники делали ошибки или в ходе игры прошло много времени, то, проигрывая ее еще раз участники смогут отметить, что практически не допускают ошибок и выполняют задание намного быстрее.

Тренирующие игры

Игры, посредством которых участники могут тренировать/отрабатывать определенные навыки и умения, полученные в ходе информационного теоретического блока.

Состав игры

Итак, из чего состоит традиционная и игровая методика:

  1. Цели
  2. Времени на ее проведение
  3. Необходимым количеством участников
  4. Хода игры
  5. Вариантов развития событий
  6. Обсуждения

Цели игровых методик можно разделить на:

Процесс ориентированная цель, направлена на взаимодействие участников в тренинге и которая формирует представление о том, насколько интересно было на тренинге.

Результат ориентированная цель – направлена на формирование представления (знания) либо на овладение навыком и отвечает на вопрос: чему научились на тренинге или что запомнили.

Таким образом, цели в игровых методиках можно разделить по направленности на те, что ставит перед собой тренер по активизации процесса для участников тренинга и те, которые он ставит по закреплению полученных знаний участниками. Таким образом, можно сделать вывод, что в тренирующей игровой методике ставится цель, ориентированная на результат и которая оглашается участникам, а цели на процессном уровне остаются за занавесом и планируются тренером с учетом групповой динамики в тренинге.

Время на проведение игровой методики рассчитывается исходя из продолжительности тренингового модуля и вида игровой методики.

Количество участников при выборе игровых методик имеет большое значение. Если игра ориентирована на взаимодействие нескольких участников, то в группе желательно чтобы было не меньше 10 человек. Если количество участников меньше 8, то характер упражнений носит не групповой, а более индивидуальный характер.

Ход игры выбирается под специфику тренинга. Как правило, на этапе проектирования тренинговой программы, тренеру особое внимание необходимо уделять не ходу или содержанию игры, а ее целям и финальному обсуждению, позволяющем участникам осмыслить полученный опыт. Это позволяет практически любой сюжет игровой методики отнести к тому или иному виду или формировать ход игры в зависимости от цели и обсуждения.

Этап обсуждения в игровых методиках, по степени важности, необходим в:

  • тренирующей;
  • центрирующей;
  • мотивирующей.

В активизирующих и разогревающих играх он практически не нужен, так как может увести группу от основной темы и потери понимания основной цели/темы тренинга.

Например, игра "ОПУСКАЯ ЗАНАВЕС"

Цели
Процесс ориентированная цельРезультат ориентированная цель
Ускорение процесса знакомства участниковФормирование навыков командного взаимодействия
Снятие напряжения в группе, вызванное обсуждением сложной темы или естественной стадией в развитии группыРазрешение конфликтов

Материал

Покрывало, скатерть, склеенные листы для флип-чарта.

15 минут.

Процедура

1. Группа делится на 2 команды. Вы держите занавес вместе с одним из участников. Команды садятся на полу по обе стороны занавеса. Важно, чтобы никто из участников не мог видеть противоположную сторону.

2. Каждая команда выбирает участника, который становится лицом к занавесу. Вплотную к нему. При этом называть имя выбранного участника нельзя, только мимикой и жестами.

3. Вы громко считаете «Раз, два, три!» и роняете занавес на пол. Оба выбранных игрока, которые теперь оказываются лицом к лицу, пытаются как можно быстрее выкрикнуть имя противника, при этом сами команды не должны помогать им: это поединок «один на один».

4. Тот, кто назвал первым имя оппонента, забирает этого игрока в свою команду.

5. В игре побеждает команда, собравшая большую часть игроков на своей стороне.

Планирование вариантов развития игры позволяют действовать более ситуативно и быть тренеру более гибким. Однако и здесь многое зависит от цели игровой методики и вопросов, которые вы зададите на этапе обсуждения/осмысления игры.

В нашем случае варианты могут быть следующими:

1. Участники стоят спиной друг к другу, лицом к своей команде. Когда опускается занавес, команда должна жестами и мимикой подсказать играющему, кто стоит сзади него.

2. Участникам не обязательно стоять, они могут сидеть на стуле или присесть на полу. Здесь многое зависит от длины занавеса и стратегии команды.

3. Команда-победитель определяется не количеством участников, а количеством баллов. Участник, который правильно назвал имя соперника, зарабатывает для своей команды 1 балл. Таким образом, разыгрывается 10 раундов.

Обсуждение

Процесс ориентированная цельРезультат ориентированная цель
Ускорение процесса знакомства участников
Активизирующая
- обсуждение не требуется
Разрешение конфликтов
Тренерующая
- Каким образом можно управлять конфликтом?
- Что является основным фактором, удерживающим две стороны в конфликтном взаимодействии?
- Что необходимо учесть при разрешении конфликта?
Снятие напряжения в группе, вызванное обсуждением сложной темы или естественной стадией в развитии группы.
Вид игры определяется в зависимости явная ли цель для группы. Если да, то игровая методика носит тренирующий характер. Если нет, то:
Релаксирующая
- обсуждение не требуется.
Формирование навыков командного взаимодействия (исходя из варианта №1, где помогала команда)
Тренирующая
- Что позволяло команде четко помочь определить игроку имя соперника?
- Какие сигналы были наиболее успешными?
- Была ли у команд стратегия?
- Что можно было бы сделать/учесть, если бы мы попробовали бы еще раз?

Проверкой правильности задаваемых вопросов после проведения игровой методики, является ее цель и соответственно, вид игровой методики.

Таким образом, сюжет игровой методики может оставаться неизменным, а цель на игру и обсуждение изменяется в зависимости от поставленной при разработке тренингового модуля процесс или результат ориентированной цели. Другими словами, не важно, какую игру вы выберете, важно то, для чего вы ее проводите и что спросите у участников после нее!


Автор: Ткаченко Геннадий

Поможем быстро найти качественную программу по оптимальной стоимости.